Главная Статьи Дизайн ландшафта Сады мира

Сады мира

Сады мира

Альгамбра и Хенералифе

Знаменитые сады Альгамбры в Гранаде, построенные между 1350 и 1500 гг., очень невелики по размерам (площадь всего 13 га). Подобно другим средневековым садам Европы, они находятся во внутренних двориках замка и составляют с ним гармоничный ансамбль. За много километров виден могучий замок, как бы растущий из высокой скалы красноватого цвета. Именно этот цвет дал имя замку: "Альгамбра" означает "красная". Поднявшись по обрывистым склонам горы и пройдя несколько мрачных ворот, можно попасть в удивительный миниатюрный мир покоя и красоты. Ядро композиции - два дворика, украшенные арками с типичной, так называемой "мавританской" орнаментикой. Регулярные композиции садов со строго геометрическими планами построения вторят архитектуре дворца, но сами по себе сады не связаны в единое композиционное целое. Их особенностью являются декоративные водоемы и фонтаны, а также использование горшечных культур в садовом убранстве.

 

 

Львиный двор, выполненный в персидском стиле шахарбагх, назван так потому, что в центре его стоит фонтан с двенадцатью фигурами львов. Колонны, расположенные вокруг аркад и двух выдвинутых вперед павильонов, завершаются богато украшенным сводом, декорированным по штукатурке сложной резьбой и каллиграфическими надписями. Вода из фонтана попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем канальцам, образуя в плане разновидность каменного чор-бака (четыре сада - одна из составляющих традиционных мусульманских садов). На фонтане надпись: "Это - сад, в нем постройки так прекрасны, что Бог не разрешил существовать другой красоте, могущей с ним сравниться". Миртовый двор совершенно иной. По его продольной оси лежит прямоугольный бассейн, фланкированный двумя рядами фонтанчиков. Большую роль играет зеркальная, поднятая почти до уровня пола, поверхность водоема. Бассейн окружен плотным невысоким кольцом стриженых миртовых кустов. С востока и запада тянутся гладкие плоскости побеленных стен с двойными окнами и нишами, а по торцам расположены аркады на невысоких колоннах. Это - центральная часть дворца Комарес - парадной резиденции гранадских правителей. Горный воздух, яркий свет, голубой небосвод, отраженный водоемами, кипарисы и мирты, апельсиновые деревья и вечнозеленые кустарники, множество душистых цветов создают здесь особую поэтическую атмосферу. Будущий посол США в Испании Ирвинг Вашингтон под впечатлением от этого райского уголка в 1832 г. написал книгу "История Альгамбры". Считается, что овеянная легендами, Альгамбра подсказала А.С.Пушкину сюжет "Сказки о золотом петушке".

Если выйти из замка Альгамбры и подняться еще выше по крутой тропе, можно попасть в Хенералифе - женскую, или летнюю, резиденцию. На террасах Хенералифе, лежащих на крутом склоне, разбиты сады с бассейнами, фонтанами, изобилием зелени и цветов. В основе садов Хенералифе - тот же персидский принцип шахарбагх: четыре потока, образующие крест, втекают в центральный павильон или бассейн. Разбивая сады, посвященные Корану, арабские халифы стремились создать совершенные композиции окружающего пространства, воды, растений и архитектурных сооружений. Из садов открываются удивительной красоты виды на утес Альгамбры и на Гранаду, лежащую далеко внизу, в туманной дымке реки Хениль. Проезд: Южная Испания, Андалусия, восточная окраина Гранады.

 

L e B o i s d e s M o u t i e r s

Сад площадью 24 га расположен на вершине горы недалеко от Дьепа. Территория имеет уклон к морю. Из дома, в северном направлении, открывается захватывающая перспектива: над вершинами деревьев виден пролив Ла-Манш. История сада, как это обычно бывает, тесно переплетается с историями людей, создававших и поддерживающих его. В 1897 году г-н Мале, банкир и ботаник-любитель, купил недалеко от моря участок земли, на котором росли величественные сосны, и пригласил молодого английского архитектора Эдвина Лютиенса для создания проекта дома и сада. Заказчик-итальянец просил архитектора сделать поместье в средиземноморском стиле. Лютиенс в свою очередь, пригласил Гертруду Джекил, чтобы она составила план посадок. Сад создавался почти 40 лет. Здесь появились тропинки, перголы, павильоны, садовые комнаты, водоемы. Сюда привозили растения со всего мира, поэтому этот сад называют ботаническим. Создание парка и ботанического сада было полностью закончено около 1900 года. В 1940 году нацисты оккупировали дом и заминировали парк, уничтожили многие ценные растения. Пережив тяжелые военные времена, Мале с женой не перенесли переживаний и лишений и умерли в 1946 году.

В послевоенные годы их сын Андре с женой Мари решили своими силами восстановить дом и сад. Это стоило огромного труда. Ботанические сокровища с трудом отыскивали среди сорняков и мусора. Восстановив великолепие сада с помощью друзей-ботаников, Андре умер, и вновь перед семьей встает вопрос, что делать с садом? Неожиданно спас случай. В саду нашли старинную монету, продав ее, смогли купить трактор, необходимый для работ по восстановлению сада. В 1970 году сад был открыт для посещений публики. Сейчас здесь работают три садовника, которые поддерживают такой огромный парк, но настоящим профессионалам при помощи современной техники это под силу.

Планировка парка очень интересна. Здесь очень удачно сочетаются тенистые и солнечные пространства что создает в саду особый уют. Весь год в саду Мале красиво и интересно, одни акценты сменяются другими. С южной стороны дома растения подходят вплотную к стенам, территория разделена на садовые комнаты, объединенные перголой. Здесь много каменных стен, стриженой зелени, цветов, встречаются скульптуры, есть небольшой круглый водоем. Северная часть сада полностью отличается от южной. Здесь раскинулся лес с густыми зарослями и солнечными полянками. Кислая почва позволяет выращивать редкие растения (гималайские рододендроны, китайские азалии, японские клены) на контрасте с местной растительностью. Все эти растения теперь достигли зрелости и внушительных размеров. Гуляя по лесным тропинкам, можно выйти к пруду. В этом саду царит умиротворяющее спокойствие. Множество скамеек, расставленных по территории, приглашают присесть, расслабиться и помечтать.

 

 

С а д Н и н ф а

Сад Нинфа, расположенный в гористой местности провинции Лацио, в 60 километрах от Рима, считается самым романтическим садом Италии. Попасть сюда можно только в хорошую погоду и строго определенные дни. Находиться в саду обязательно в сопровождении гида. Билеты тоже нужно купить заранее. Если соблюсти все эти условия, можно увидеть этот удивительный сад, хранимый за семью печатями, как самый дорогой шедевр итальянского садового искусства. Сегодня он принадлежит фонду Роффредо Каэтани, и его главный куратор Лауро Марчетти продолжает бережно сохранять сад, заложенный более 80 лет назад, относясь к нему, как к живописному полотну, давая максимум свободы населяющим его растениям, птицам и животным. В Средние века Нинфа с населением в 2000 человек находилась на пересечении дорог в Рим и Неаполь и была бойким торговым местом. В 1297 году папа Бонифаций VIII подарил эти земли своему племяннику Пьетро Каэтани. 80 лет спустя два клана семьи, не поделившие владения, развязали войну, которая полностью разрушила город, превратив его в развалины.

Шесть веков безжизненные руины пугали своим запустением и безмолвием. Заболотились озера, стены разрушенных домов покрылись плющами и дикими клематисами. Земля заросла папоротниками и крапивой. Весной море полевых цветов покрывало лужайки, а ручьи стали сами пробивать себе дорожки. Дурная слава быстро распространилась по окрестностям. Наступил XX век. Потомки Каэтани по-прежнему владели всеми окрестными землями. В 1920 году было принято решение создать в Нинфе романтический водный сад среди руин. Три поколения женщин этой семьи трудились над его созданием: донна Ада, Маргарит и Лейла Каэтани. Начали с укрепления берегов реки, которая за прошедшие века превратилась в небольшой ручей. Прочистили все каналы, что позволило быстро избавиться от болот. Стала отчетливо просматриваться структура будущего сада. В эти же годы была высажена аллея кипарисов. В древней Персии считали, что кипарис был первым деревом, посаженным в раю. Его прямые корни уходят глубоко в землю, не нанося вреда старым фундаментам домов. В 50-е годы Маргарит Каэтани продолжила работу по созданию сада. Была тщательно продумана вся ирригационная система. По замыслу владельцев, журчащие потоки воды должны были проходить по всему саду, наполняя его прохладой и давая источник влаги растениям. В эти годы посадили много магнолий и роз, которыми можно любоваться и сегодня. Затем сад создавала талантливая художница донна Лейла Каэтани. Она внесла в него необыкновенную артистичность подбирая растения за их красоту, а не за ботаническую ценность.

В саду растет более 2000 видов редких растений, из разных концов земли. С могучими кипарисами здесь прекрасно уживаются плетистые розы, овивающие их стволы вистерия, жасмин, вербена и лаванда наполняют сад ароматами в любое время года. Мягкий микроклимат, окружающие горы прекрасно подходят для тропических бананов и цитрусовых. В последние годы сад значительно разросся. К нему прибавилась территория старой фермы и аллея с грецкими орехами. И все-таки, несмотря на большое растительное разнообразие, в этом саду будут всегда искать красоту, а уж потом восхищаться видами растений. Он навсегда останется удивительным местом для души, садом, возникшим вокруг руин средневекового города, который больше никогда не исчезнет.

Проезд: Италия, 60 километре на юго-восток от Рима до г. Нинфа.

 

P a r e    d e   B e r c y

Этот современный парижский парк наглядно демонстрирует возможность примирения старого ландшафта с авангардным подходом к ландшафтному искусству. Его создавали архитекторы Марлен Ферранд, Жан-Пьер Фугас, Бернард Ле Рой. Они спроектировали современный городской парк на основе исторического ландшафта. На территории Берси, который называют "Парком Воспоминаний", сохранилось более 400 старых крайне неравномерно распределенных по территории деревьев: каштанов, лип, дубов, кленов. Их возраст от ста до двухсот лет. В парке и рядом с ним сохранились и отдельные исторические здания на месте бывшей винной деревни.

В плане Берси - вытянутый прямоугольник, через который вдоль по центру проходит основная ось. Вся территория разбита на ряд прямоугольных участков, каждый из которых оформлен в своем стиле. В парке большое внимание уделено геопластике. Искусственно созданный рельеф делает его еще более интересным, создает динамичность пространства. Амплитуда колебаний высот возрастает по мере продвижения с запада на восток. С западной стороны к парку примыкает современный культурно-спортивный комплекс. Это здание интересно оформлением стен: наклонные бетонные поверхности покрыты газоном. Перед ним раскинулась большая площадь с квадратным водоемом в центре. Далее простирается зона "прерий", где под редко растущими старыми деревьями раскинулись зеленые лужайки, пересеченные строгими линиями дорожек. Некоторые из них, мощеные грубым камнем, остались от старого ландшафта. Их включение в современный парк подчеркивают установленные вдоль дорожек новые беседки, которые стоят частично на мощении и частично на газоне. Здесь созданы условия для катания на роликах, игры в футбол и устройства пикников. Перпендикулярно основной оси по "прерии" проходит второстепенная, созданная расположенным на юге большим водным каскадом.

В следующей зоне пространство разделено на тематические "кабинеты". Друг от друга эти "кабинеты" ограничены стрижеными изгородями, кирпичными стенами и искусственными холмами. Здесь тоже встречаются старые дорожки, расположенные под углом к основной оси. Как дань истории здесь сохранены оранжерея, огород с симпатичными пугалами, плодовый сад, виноградник и парфюм-сад. Цветочный партер оформлен как притопленный сад.

Следующая зона отделена автомобильной дорогой, вдоль которой высажены пыле- и шумозащитные полосы. Перейти на другую сторону можно по двум мостам, расположенным симметрично центральной оси парка. Есть еще и водная связь между зонами. Канал, окруженный перголой, начинаясь на одной стороне, под дорогой переходит на другую. В центре канала росло старое дерево, для которого был оставлен островок. Об этом пишет В.А.Нефёдов в книге "Ландшафтный дизайн и устойчивость среды" в 2002 году. Но сейчас этого дерева там уже нет, видимо, погибло, но островок остался. В самой дальней зоне парка Берси в центре строгого круглого пруда на острове стоит дом виноторговца, оставшийся с прошлых столетий. Здесь наиболее сильно проявляется геопластика. В северо-восточном углу насыпан высокий конусообразный холм, подняться на который можно по спиральной дорожке. В этой зоне есть березовая рощица с теневыносливыми растениями, беседка над водой, мостики, террасированный цветник и другие интересные элементы.

 

П а р к   М а р ц а н

В берлинском районе Марцан совсем недавно был открыт парк отдыха с одноименным названием. В нем представлены сады из различных уголков мира, созданные приглашенными мастерами. Первым осенью 2000 года был открыт китайский "Сад возрождающихся лун". Работы по его созданию велись более шести лет, он является символом дружбы между Германией и Китаем и занимает площадь 2,7 га. Это самый большой китайский сад в Европе. Он создавался специалистами, приехавшими из Китая. Сад отличается от тех, что расположены в самом Китае, только своей аккуратностью и ухоженностью. Даже камни, древесина, скульптуры и другие материалы были привезены из Поднебесной. Для этого понадобилось сто морских контейнеров. Смысл китайской садовой философии - единение человека с природой. В связи с этим существует два вида созерцания сада: созерцание отдельных картин со специальных видовых точек, из павильонов, и динамическое созерцание,которое дает дает прогулка по саду, когда происходит постоянная смена пейзажа. Сад в парке Марцан с его водоёмами, мостами, растениями и зданиями в стиле традиционной китайской ландшафтной архитектуры очень популярен у берлинцев и гостей города. Здесь регулярно проходят представления, связанные с искусством чаепития, и другие мероприятия, знакомящие европейцев с китайской культурой. Перед одним из входов в китайский сад установлена статуя Конфуция, другой вход охраняет пара традиционных китайских львов.

В мае 2003 года открылся японский "Сад дружно текущих вод". Он создавался японским мастером Шунмио Масуно. Здесь есть садовый павильон, чайный домик, сухой сад, ручей с перекинутыми через него мостиками. Посетители попадают в сад через традиционные ворота. Осмотреть все его уголки можно, двигаясь по дорожке, которая то взбегает на холм, то ступеньками спускается вниз. За каждым поворотом прихотливо изгибающейся тропинки вас ждет новый захватывающий вид. Вдоль дорожки устроены места, где можно присесть и помечтать, наслаждаясь прекрасными видами.

В декабре 2003 года открыл свои двери балийский "Сад трех гармоний". Он расположен в закрытом помещении, в оранжерее, и показывает традиционное жилище балинезийцев в окружении тропических растений. Здесь звучит традиционная музыка, благоухают цветы.

Четвертый из садов мира - восточный "Сад четырех потоков", созданный марокканскими ландшафтными дизайнерами во главе с Камелем Луафи. Сад-парадиз расположен рядом со входом в парк. Он обнесен четырехметровой стеной и спланирован, опираясь на лучшие образцы исламского садового искусства. Попасть в сад можно через резные ворота. Он разделен на четыре части (чор-бак), в нем много фонтанов, мозаики и цветов.

В 2006 году открылся корейский "Сеульский сад". Здесь еще даже не сняли растяжки с недавно посаженных деревьев. Это очень интересное место, поскольку нигде более корейские сады нам не встречались. Сад занимает 4 000 квадратных метров, расположен на крутом рельефе. Посетители попадают в корейский сад через массивные тройные ворота. Сразу за воротами их встречают улыбающиеся фигуры мужчины и женщины. В саду много камня. На вершине холма стоит павильон, откуда открывается великолепный вид. Внизу протекает ручей. В корейском саду можно заметить элементы, схожие с китайскими, но все же их не перепутаешь. Часть территории разделена на дворики, попасть из одного в другой можно через деревянные воротца. На данный момент строительство парка еще не закончено. В скором времени здесь должны появиться итальянский ренессансный и английский сады. Заканчивается создание большого лабиринта. Растения для этого лабиринта выращиваются и стригутся в питомнике "Lorberg". Технология выращивания и пересадки растений позволяет сразу создавать такие сложные объекты, как лабиринт. Кроме этого, в различных уголках парка Марцан высажено и продолжает высаживаться множество растений из питомника Лорберга. Территория парка, не занятая тематическими садами, тоже очень красиво оформлена. Здесь есть посадки деревьев, обширные лужайки, места отдыха, аллеи, фонтаны, скульптуры. Парк красив в любое время года. Обязательно загляните туда, когда будете в Берлине, получите массу удовольствия.